Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 297"

 

Развитие логического мышления через игры математического содержания.

 

Интеллектуальное развитие личности - реализация права ребёнка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребёнку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что «...невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то не знать, но обязательно должен быть умным человеком» [1, с. 23]. С какой же ответственностью должен подходить педагог к организации и выбору содержания дошкольного образования, чтобы, не форсируя, обеспечить своевременное интеллектуальное развитие ребёнка, учитывая, что к 8 годам он достигает 80% своих умственных возможностей.

Как известно, назначение образования - дать каждому то, что нужно именно ему, а не знания вообще. Любой ребёнок «заполнен» собственным опытом, который и определяет характер ею интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счёт максимального обогащения личного опыта.

А.В. Запорожецем, Е.А. Аркиным, В.В. Зеньковским установлено, что благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка складываются в игровой деятельности.

Отечественный философ, богослов, психолог и педагог В.В. Зеньковский, пытаясь разгадать феномен детства, утверждал, что «...для того и дано нам детство, чтобы мы играли» [2, с. 13]. Игры являются той формой активности, в которой лучше всего разрешаются задачи детства.

Е.А. Аркин утверждал: «Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами» [2, с. 45].

В последнее время естественная потребность ребёнка поиграть прерывается взрослыми, желающими бесконечно обучать его, серьёзно объясняя правила и нормы жизни.

В.А. Деркунская подчеркивала: «Это своего рода закономерное следствие развития нашего общества, изменения его ценностей и происходящих в образовании перемен. Это не хорошо и не плохо, это данность, в результате которой игра исчезает из жизни детей... А это уже грустно» [3, с. 34].

К средствам развития интеллектуальных способностей мы отнесли компьютер «Понарошка», перфокарты, кольца Луллия, коробки ощущений.

Компьютер «Понарошка»— незаменимый помощник в развитии логического мышления, психических процессов. Кто из детей откажет себе в удовольствии отпраздновать маленькую победу над компьютером? Дети получают дискету (карточку) с условным обозначением задания и заполняют окошечки. При этом мы используем элементы соревнования, взаимопомощи, задания разнообразной тематики и степени сложности. Играя, ребёнок учится классифицировать: диких и домашних животных, фрукты и овощи, игрушки, предметы по цвету; тренируется в определении признаков предмета и их свойств: летает - не летает, съедобное - не съедобное, катится - не катится, живое - не живое; получает навыки выполнения операции отрицания: заполни окошечки красными, но не синими предметами, не жёлтыми, а красными предметами.

Перфокарты - эффективное развивающее средство. Выбрав понравившуюся перфокарту, ребёнок получает словесную инструкцию: закрась окошечко под самой высокой ёлочкой, под птичкой, которая летит ниже всех, выше всех; соедини дорожкой маму и детёныша, животное и его хвост, животное и его лакомство, часть и целое. Важно отметить, что ребёнок просто играет, помогая какому-либо сказочному герою, а какую цель преследует педагог и какие решает развивающие задачи ведомо только ему.

Сообразно этому, наряду с развитием логического мышления идёт развитие мелкой моторики, что тоже немаловажно.

Кольца Луллия - ещё одно средство в развитии интеллектуальных способностей детей, логического мышления в частности. Вращая диски игры дети соотносят цифру с количеством предметов, геометрическую фигуру с предметом похожей формы, животных со средой обитания, явления природы с временем года и т.п.

В старшей и подготовительной группах дети выходят на более сложный уровень заданий: участвуют в интеллектуальных состязаниях, где, объединяясь в группы, выполняют различные по направлениям и сложности задания сказочных героев (« Что? Где? Когда?»; «КВН»; «Умный ребёнок»). Интеллектуальные турниры - это личные первенства для одаренных детей, детей с высоким уровнем интеллекта («Умники и умницы»; «Своя игра»; «Самый

умный»).

Дети средней группы имеют возможность посещать студию «Весёлые человечки», где в игровой форме проходят соревнования между детьми и сказочными героями Карандашом, Фитилём, Торопышкой, Самоделкиным: кто правильно и быстро составит сериационный ряд, расселит животных по домикам, соответствующим их росту, отгадает загадку - письмо из символов

и т.д.

В ходе работы по развитию интеллектуальных способностей

детей реализуются следующие принципьг,

  «расширяющейся спирали» (один и тот же вид мышления, одна и та же интеллектуальная операция отрабатывается периодически, многократно, причём содержание постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения новыми компонентами и углубленной проработки каждого действия);

  наглядности (используется эстетически выполненная и оформленная совместно с детьми среда);

  системности;

  амплификации;

  креативности.

 

Дата последнего обновления страницы 04.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения